23.6.11

Брать ли детей на похороны?

Сегодня мы ходили на похороны одной женщины...Ей было 94 года - и это были очень насыщенные 94 года.  Начиная с того, что она родилась в 1917 году (что уже о многом говорит), продолжая тем, что она служила медсестрой во Второй Мировой Войне в Европе, прожила с одним мужем почти 40 лет, который умер во сне от сердечного приступа, и потом почти 35 со вторым (мы каждое воскресение наблюдали, как он, настоящий джентльмен, помогал ей сесть в машину). Она всегда очень мило улыбалась нам и пожимала руки при всякой встрече. У нее не было своих детей, но она всегда верно и очень много служила детям, как могла. Ее мужу, Мистеру Смиту, хоть он и был готов к ее уходу, все таки очень больно сейчас переживать потерю своего лучшего друга.

Когда мы узнали, что ее похороны будут в четверг, мы поняли, что это означает, что еженедельная встреча мам и детей на площадке при церкви отменена. Это вызвало бурю эмоций у некоторых маленьких людей, а у меня - вопросы: что делать? Пойти на похороны? Если да, то что делать с вышеупомянутыми маленькими людьми? Взять их с собой? Как высидят мои трехлетний мальчиш и моя шестилетняя егоза? Муж будет занят и не сможет мне помочь. И как на них подействуют чужие плач и горе?

Думала я, думала, и решила пойти. И взять всех троих моих малышей с собой.

Вот что мы из этого вынесли:

1. Наше присутствие там было подарком для мистера Смита. Хоть мы и не близки, но то, что мы пришли, подарили ему открытку и обняли его, показало ему, что мы его любим и он не один. Что мы любили его жену и нам небезразлична ее утрата. Анечка заметила, как он обрадовался, когда она обняла его - по-моему, для детей много значит  реально видеть, что они кому-то могут послужить.
2. Мы слушали речи о ней и ее жизни, и для нас это было еще одной возможностью увидеть жизнь как бы со стороны. Как ни банально это звучит, мы не знаем, когда настанет наш час, и, как мне кажется, от детей это не стоит прятать. Они слышали, как много она сделала, и как многих людей затронула ее жизнь, вплоть до ее смерти. Мы учим детей, что наша жизнь - в руках Бога, и что она нам дана на время, чтобы использовать ее мудро, с целью, для других...Миссис Сю оставила нам прекрасный пример.
3. Мы видели, как Тело Христа вместе переживает эту смерть и успокаивается в Его слове. Смерть не имеет над нами власти. И в такие моменты сердца распахнуты для Его слова, как никогда. 
3. Я слышала о том, что чужие горе и слезы могут ребенка травмировать и нарушить его хрупкий покой. На моих детях сегодня я не заметила негативного впечатления. Наверное, все зависит от того, как мы с ними об этом разговариваем. Если для нас смерть - устрашающее явление, то и дети так будут относиться к ней. Если же мы смотрим на смерть как на дверь, то наше горе приобретет совершенно иной смысл - нам больно, что ее с нами нет, но мы радуемся за нее, потому что она свободна теперь и счастлива, как никогда.

Как они высидели? Молодцом! Анечка только один раз скинула сандалик со своей ноги, который громко БУМкнулся в скамейку перед нами - но ничего, на ней сидела наша подруга, мама пятерых детей, плечи которой при этом тихонько затряслись. От тихого смеха, по-моему. А Тимоша сидел тихо и, можно сказать, спокойно, целый час - что для него целое достижение.

Как я мотивировала их? Я просто объяснила, как трудно сейчас Мистеру Смиту и как важно для нас сейчас послужить ему, а не сожалеть целый день об отмененной площадке. Если честно, меня удивило, как готовы оказались мои дети на это.


Комментариев нет:

Отправить комментарий